|
|||
Памятка для родителей первоклассников.
Памятка для родителей (для поступления в 1 класс)
В 6 – 7 лет формируется мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило №1
Никогда не отправлять ребенка одновременно в 1-й класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6 – 7летних детей. Если малыш не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со 2-го класса.
Правило №2
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 - 15 минут необходимо прерывать и обязательно давать малышу физкультурную зарядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания и устные. Общая длительность занятий не более 1-го часа.
Правило №3
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки должны, продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило №4
Больше всего на свете в течение 1-го года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.
Положительный результат в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
· в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;
· советуйтесь с ним, невзирая на возраст;
· извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;
· почаще ставьте себя на его место;
· всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
· пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;
· не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
· сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
· показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
· старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком;
· учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми;
· не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;
· всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно;
· оценивайте только поступки, а не самого ребенка;
· не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка;
· признавайте права ребенка на ошибки;
· ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослые;
· не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка, это убьет в нем уважение к тому человеку, который дает ему знания, а соответственно и мотивацию учения.
· Беседуйте с ребенком о нормах поведения в обществе и дисциплине. Ежедневно проговаривайте, как себя следует вести в той или иной ситуации, например в школе на перемене, на уроке физ. культуры, на занятиях в классе и пр.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
- это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы.
Психологическая готовность:
Психологическая готовность включает:
- интеллектуальную,
- мотивационную,
- волевую и
- коммуникативную готовность.
К концу дошкольного возраста у ребенка впервые формируется "внутренняя позиция" - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте - перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у дошкольника появляется стремление занять новое более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником (Л.И.Божович).
Физическая готовность
Физическая готовность ребенка к школе это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это "запасом прочности" организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.
Чтобы правильно оценить адаптивный ресурс своего ребенка, вам нужно принять во внимание довольно много факторов. Назовем их "факторы риска". Каждый из них, рассматриваемый в отдельности, скорее всего, не имеет решающего значения для развития ребенка. Важно понять, насколько велика их совокупность.
Специальная готовность
Специальная подготовка - это чтение, счет, учебные умения.Здесь несколько вопросов, ответы на которые необходимо знать ребенку перед поступлением в школу:1. Свое имя, отчество, фамилия.
2. Свой возраст (дата рождения).
3. Свой домашний адрес и телефон.
4. Название города (села), в котором живет ребенок, и его главные достопримечательности.
5. Название страны, в которой живет.
6. Фамилии, имена и отчества родителей, желательно их профессии или род деятельности, которым они занимаются.
7. Различать одежду, обувь, головные уборы.
8. Времена года (последовательность месяцев, основные приметы каждого времени года, загадки и стихотворения о временах года).
9. Названия домашних животных (и детенышей) и их значение для человека.
10. Названия диких животных (и детенышей) наших лесов, жарких стран, севера, их повадки.
11. Названия зимующих и перелетных птиц.
12. Названия овощей, фруктов, ягод, где растут и на чем.
13. Название транспорта наземного, воздушного, водного.
14. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
15. Знать поэтов и писателей, пишущих для детей: А. С. Пушкина, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, Н. Н. Носова и др.
16. Уметь рассказывать наизусть детское стихотворение и знать, кто его написал.
17. Уметь описать свою любимую игрушку.
18. Знать и различать геометрические фигуры: круг, квадрат,прямоугольник, треугольник, овал.
19. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ.
20. Различать гласные и согласные звуки.
21. Разделять слова на слоги с помощью хлопков или по количеству гласных звуков.
22. Определять количество и последовательность звуков в словах типа ДОМ, СУП, ДУБЫ, ОСЫ.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Решать простые задачи в пределах десятка.
Что должны знать дети при поступлении в школу?
- Сказки, детские стихи, фамилии детских писателей.
- Счет до 10 и обратно от любого числа, состав числа 10, геометрические фигуры.
- Домашний адрес, Ф.И.О. родителей, место работы родителей, профессию родителей, различать растения, дерево, кустарник, травы, овощи, фрукты. Знать сезоны в природе, их отличительные особенности, руки (левая, правая).
- Правая - левая рука, нога.
- Название цвета, величину предмета, форму предмета.
- Название рабочих инструментов.
Что должны уметь:
- Слушать 5-7 мин., пересказывать прочитанное взрослыми, увиденного Выразительно рассказывать стихи.
- Членить слова на слоги.
- Составлять предложения из 3 - 4 слов.
- Использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
- Составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
- Самостоятельно, выразительно, последовательно предавать содержание небольших литературных текстов.
- Рисовать линии карандашом, работать с мелкими деталями конструктора, вылепливать мелкие детали;
- Перебирать крупу, работать с пластилином.
- Различать цифры, соотносить количество предметов числу.
Более подробную информацию вы можете получить по телефону:54-05-20
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России сообщает, что на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации размещена серия плакатов "Памятка для родителей первоклассников". Ссылка: http://минобрнауки.рф/